Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0
О нас  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

Навигация
Олень
Новости
партнёров



Архив новостей





» Больная перемена
18.05.10 | Российский вестник
Больная перемена


Среднюю школу отправляют в трудное рыночное плавание

Больная перемена
Страна в тревоге: на прошлой неделе президент Медведев подписал закон о реформе бюджетных учреждений. Средние школы снимут со сметного финансирования и сделают автономными хозяйственными единицами. У них будет обязанность выполнять госзаказ на образовательные услуги и право оказывать дополнительные платные услуги, привлекая внебюджетные средства.
Но что станет для учеников платной услугой? Может, любое мало-мальски углубленное изучение предмета? И кто исполнит роль главного источника внебюджетных средств? Родители? И вообще – нужны ли нашей школе, еще не успевшей оправиться от ЕГЭ, новые потрясения?


Бесплатно-коммерческое образование

Так уж повелось на Руси, что самые важные для всех решения открываются народу задним числом, когда сопротивление бесполезно, и остается только получать удовольствие. 23 апреля Госдума приняла в третьем и окончательном чтении новый закон, в тот же день об этом сообщили СМИ, и началась яростная дискуссия. Но поздно: 28-го закон утвердили в Совете Федерации, а на прошлой неделе его подписал президент Медведев. Дело сделано.
В Интернете множатся полемические комментарии и злые реплики: от сетований по поводу будущей «национальной деградации» до рискованных призывов гнать наших уважаемых правителей «поганой метлой». Тысячи педагогов со всей страны подписали виртуальное обращение к Дмитрию Медведеву. Они требуют отказа от «либерально-рыночного» курса реформ в системе образования, повышения базовой ставки всех педагогов России, широкого обсуждения и принятия новой программы развития образования «в интересах общества, а не правящей элиты».
Одно требование учителей особенно любопытно: повысить долю расходов ВВП на образование до значения цивилизованных стран. В США на образование идет 11 процентов ВВП, в Японии – 14 процентов, в Южной Корее – 20 процентов, а у нас – всего 3,5 процента. Да, наша власть в расходах на школу и вправду прижимиста. Достаточно назвать среднюю зарплату российского учителя – 11 тысяч рублей (в Москве вдвое больше, зато в глубинке – одни слезы).
В конце обращения звучит угроза всеобщей забастовки педагогов с 1 сентября этого года (явно несбыточное мероприятие, поскольку в разных школах и разных регионах учителя чувствуют себя по-разному, и сговориться всем о радикальном протесте не удастся).
Позиция «снизу» ясна: власть должна выделять школе больше денег. Ужаться на каких-то других статьях – может, на помпезных олимпиадах и форумах, может, на чиновничьих зарплатах, лимузинах, резиденциях и золотых кроватях, – но поднять финансирование школы, а вместе с этим ее престиж.
Власть ограничивать свои аппетиты не желает и предлагает педагогам иной, «рыночный», путь: зарабатывайте себе на пряники сами! Мы дадим вам свободу – а вы конкурируйте на «рынке образовательных услуг»!
Рынок, конкуренция, коммерция – все эти понятия плохо вяжутся с прописанной в Конституции РФ «общедоступностью» и «бесплатностью» среднего образования. Но авторам закона хорошо известно, что уже сегодня многие наши школы не являются такими уж бесплатными, а большинство родителей давно смирились с поборами на охрану, ремонт, новые парты, доски и пр. Теперь родительские расходы можно будет легко легализовать, а практику коммерциализации расширить. В том числе и за счет интенсификации учебного процесса – скажем, более плотного наполнения классов или организации двусменного обучения.
В итоге должен родиться невиданный в мире гибрид платно-бесплатной школы. Что-то подобное пытались внедрить в 80-е годы прошлого века при либерале Рейгане в США и при железной Маргарет Тэтчер в Британии, но и там, и там затея, по сути, провалилась. В Америке родители встали стеной против новой системы. У нас встать не позволят. Поэтому будем, как всегда, постанывать да приспосабливаться.

Страсти по Андрею

Министр образования Андрей Фурсенко в начале мая старался рассеять грозу и подсластить пилюлю. Но получилось не слишком вразумительно. На брифинге он подчеркивал, что среднее образование в пределах госстандарта останется бесплатным. То есть русский язык, математика, история и прочие привычные предметы продолжит финансировать бюджет. Но если родители пожелают что-нибудь вне основной программы, это отныне можно без труда организовать за деньги. Допустим, уроки китайского языка (в дополнение к бесплатному английскому). Или школу юного диджея (в дополнение к бесплатным урокам пения). Да мало ли чему можно сегодня учиться – твори, выдумывай, пробуй! Раньше ребята после бесплатной школы топали в платные секции и кружки, а сейчас все можно устроить, не отходя от кассы. Заманчиво, правда?
Проблема в том, что утвержденного госстандарта в нашем образовании до сих пор нет.
В статье 43 Конституции РФ записано: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты…» Увы, за 17 лет еще не установила. А раз нет стандарта, то весь закон повисает в воздухе.
Не понятно, как быть со спецшколами, где более углубленно преподаются математика, гуманитарные дисциплины или иностранные языки. Если на все учебные заведения страны распространяется единый стандарт, то любое отклонение от него в сторону «углубления» должно оплачиваться из внебюджетного кармана. Получается, за счет родителей. А как же иначе? В противном случае завтра большинство директоров может объявить свои автономные учреждения специализированными, придумать дополнительные уроки и предъявить государству повышенный счет.
Очевидно, что стандарт будет охватывать лишь образовательный минимум. Финансирование сверх этого минимума станет прерогативой чиновников, и тут создается щедрое поле для коррупции. Объективного критерия – почему директору Иванову позволено будет за счет бюджета обучать ребят двум иностранным языкам, а директору Петрову в этом отказано, – не существует. Только хорошие отношения и неформальные подношения.

Прибыль разумная, добрая, вечная…

Авторы закона упирают на два довольно сомнительные тезиса.
Первый: школа должна уметь зарабатывать. Мы привыкли к иному: школа должна учить мыслить, воспитывать, сеять разумное и доброе… А тут вопрос ставится жестко: учись, родная, делать деньги! Пример креативно-рыночного подхода подает сам министр Фурсенко. В интервью на «Эхе Москвы» он предложил сельским школам в свободное время предоставлять Интернет и компьютеры жителям родной деревни. Пускай бедный крестьянин отдаст редкий рубль и вволю серфингует в виртуальном пространстве.
Кому это выгодно? Новым школам в крупных городах с отлаженной инфраструктурой и платежеспособным населением. В таких заведениях – просторные спорт- и конференц-залы, зимние сады и бассейны; там есть, где развернуться и на чем «сделать бабки». А как быть стареньким школам в нищей провинции? Выращивать во дворе огурцы и продавать их родителям? Отдавать часть помещений под коммерческий склад? Легко понять логику школьных директоров, которые ставят вопрос так: «Вы мне сначала бассейн отремонтируйте, а потом самостоятельность давайте».
Второй тезис власти: школы должны бороться за учеников. Конкурировать друг с другом. Чем больше учеников, тем больше бюджетных субсидий. Раньше деньги выдавались под персонал, а сейчас будут даваться под реальных школьников.
Но и тут закавыка: хорошие школы с одаренными директорами – не резиновые. Они могут вместить строго определенное число учащихся. Конкуренция между родителями, желающими устроить своих чад получше, происходит и сейчас. Была она и десять лет назад, и даже во времена СССР. Двери в лучшие школы открыты прежде всего для самых способных и богатых.
Что изменит новый закон? Абсолютно ничего. Разделение между элитными и обычными школами так и останется, а придуманная «конкуренция» еще более углубит разрыв между ними. В итоге железная рука рынка лишь усилит социальные контрасты.
Вообще слово «конкуренция» применительно к средним школам – это ошибка. Конкуренция – механизм естественного экономического отбора. Не медовая оладушка, а в сущности, беспощадная система: сильные выживают и развиваются, слабые обречены на гибель. Могут ли «погибнуть» слабые школы? Банкротство исключено, это запрещает закон. Но его авторы ведут речь о «реорганизации». По факту будет происходить то же самое закрытие. Другой вариант: слабые будут влачить жалкое существование на мизерных субсидиях и обеспечивать учеников из бедных семей по минимальному «госстандарту», а сильные будут цвести и колоситься за счет ребят, у которых есть более денежные родители.

Прямая речь


Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
«Никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не может».

Виктор ИЛЮХИН, депутат Госдумы:
«По сути, это еще один шаг, чтобы вообще свернуть бесплатное образование».

Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в г. Москве:
«Образование – это не магазин. Нигде в мире нет смешения платного и бесплатного образования в одной школе. Всюду либо платные частные школы, либо бесплатные государственные. И только мы снова пролагаем особый путь».

Источник: РИА «Новости», «Эхо Москвы»
Валерий КУЗОВЛЕВ

Обсудить на форуме | Комментарии (0) | Распечатать |

 (голосов: 0)
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Школьники станут платниками?
  • Подопытные кролики из средней школы
  • Деньги, в школу собирайтесь!
  • Пятьсот страниц тайны
  • Родители первоклассников ночуют у школ

  •  

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:


     




    Архив новостей
    «    Сентябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30

    Популярные
    статьи

    Фоторепортажи
    КВН
    КВН
    Добавлена: 22 декабря 2008 17:17
    Комментарии (0)
    600x450, 56.15 Kb



    Опрос
    Повлиял ли на вас финансовый кризис?

    Да, уволили с работы
    Да, задерживают зарплату
    Вообще не могу найти работу
    Нет, до меня кризис ещё не добрался=)
    А у нас в стране кризис?
    Затрудняюсь ответить


    Главная страница  |  Регистрация  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    Воспроизведение в СМИ, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения материалов,
    опубликованных на сайте, без согласия редакции ЗАПРЕЩЕНО.

    COPYRIGHT © 2008 Газета "Никольское кольцо" All Rights Reserved.королева юга смотреть онлайн
    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru