Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0
О нас  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

Навигация
Памятник Микешину
Новости
партнёров



Архив новостей





» Микешин хотел избавиться от царя
25.02.09 | Краеведение
Микешин хотел избавиться от царя
21 февраля 1835 года в селе Максимково Рославльского уезда родился великий скульптор Роза от Наполеона
Родители Михаила Осиповича Микешина были людьми неординарными. Осип Егорович был мелким помещиком, занимавшим в городе место соляного пристава, мать, Анна Дмитриевна, происходила из знатного польского рода Бартошевич­Одолянских, поэтому воспитывалась в институте для девиц в Варшаве. Перед смертью она открыла сыну свою сокровенную тайну. Когда Анна была институткой, в учебном заведении давали бал в честь вступившего в Варшаву Наполеона. Шестнадцатилетнюю девушку представили императору, как первую красавицу института. Восхищенный Бонапарт подарил Анне чайную розу, которую та хранила всю жизнь в специальном мешочке из тафты.
После окончания института Анну привезли в Рославль, и здесь в 1812 году на ней женился 22летний Осип Микешин, который был человеком деятельным и смелым. Как только французская армия подступила к Рославлю, он тут же ушел в партизанский отряд, был ранен и очутился сначала в смоленском лазарете, а затем в плену.
Анна не уступала Осипу в мужестве и смекалке. Когда от супруга перестали поступать хоть какие­нибудь известия, жена, загримировавшись старухою с помощью графитного карандаша и сажи, не раз ездила на его поиски по Смоленской дороге, полной неприятеля.
В то же время Микешина была дамой доброй и сострадательной. Благодаря этим своим качествам она даже угодила в книгу известного беллетриста 19го века Григория Данилевского «Сожженная Москва». Когда наполеоновские войска спешно покидали Россию, полковник партизанских команд Фигнер приказал калмыкам и киргизам из своего отряда ввиду начавшейся оттепели собрать и сжечь валявшиеся у города трупы французов и лошадей. Те стащили все в кучи, переложили соломой и стали поджигать. Анна Дмитриевна как раз проезжала мимо и увидела, что солома наверху одной кучи приподнялась и сквозь нее просунулась, судорожно дергаясь, рука, потом обезумевшее от ужаса лицо. Подозвав калмыков, Микешина со слезами стала молить о спасении несчастного француза и за червонец купила его.
Спасенный воин вражеской армии был доставлен в имение Микешиных, где под именем Жеромб и проживал до самой смерти.

Крамольные пинии
Михаил с раннего возраста был склонен к искусству. Моделью для его первой скульптуры послужил любимый дед по материнской линии Дмитрий Андреевич, который слыл человеком незаурядным, атеистом и вольтерьянцем. Повзрослев, Михаил стал учеником рославльского трехклассного училища, после его окончания несколько лет успешно учился в смоленской гимназии, но изза финансовых проблем в семье не закончил ее и вернулся в Рославль. В 16 лет юноша работал чертежником на строительстве МосковскоВаршавского шоссе. Здесь на способного работника обратил внимание смоленский помещик писатель Василий Вонлярлярский, бывший в то время правительственным контрагентом на строительстве. Он на свои средства отправил Микешина учиться в Петербургскую Академию художеств. В воспоминаниях Михаил подробно описал академическую молодость.
«Не было у меня в Петербурге, в этом омуте суеты, ни родных, ни знакомых. Аппетитом я обладал чудесным... Этато голодная тоска желудка послужила самым настоятельным толчком к изобретательности… Как бы и где бы то ни было, а непременно должны доставать не менее как по 15 копеек ежедневно, променивать их на печенку ли (с лотка), на сосиски ли, или на другое подходящее по цене «блюдо»… Вот для добывания этих обязательных 15 копеек в день мне и пришлось всячески ухитряться… Посещая в качестве вольнослушателя университет, все остальное время употреблял я на приискание работы... Эта приватная работа состояла в том, что изредка приходилось рисовать на дереве этикетки для оберток чая, папирос и т.п. с гонораром примерно по одному рублю за рисунок. Подобная работа представлялась очень выгодной, потому что рисунок делался в один день, а рубль, полученный за нее, мог кормить меня чуть ли не целую неделю!»
К счастью начинающего художника, в 1852 году он стал учеником Богдана Виллевальде, руководившего в Академии классом батальной живописи. Микешин еще в детстве упражнялся в рисовании под руководством бродячего иконописца Тита Андроныча, поэтому умел приготовлять краски и грунтовать холст. Он раньше однокашников перешел к написанию непосредственно батальных сцен. В конце первого года обучения Михаил представил на ежегодной академической выставке картину «Лейб­гусары у водопоя».
Полотно принесло дебютанту не только серебряную медаль и 150 рублей, что для студента на тот момент было огромной суммой, но и душевные переживания. Дело в том, что «ради красоты» Михаил в качестве фона к невинной сцене из деревенской жизни пририсовал пинии (итальянские сосны, которые в России не растут). Картину же, как назло, приобрел на выставке сам император Николай I. Юный живописец переживал, что самодержец, рассмотрев картину получше, обнаружит инородные деревья и накажет лжеца художника. Этого, конечно, не произошло. Сейчас «крамольное» полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Случайный успех
Окончив академию и получив право на поездку за границу, Михаил, как и другие его однокашники, «в безделье шатался по Петербургу». Осенью 1858 года молодому художнику попалась газета с объявлением о конкурсе на сочинение памятника «1000 лет Российского государства». Микешина, который скульптурой до этого не занимался, идея увлекла и, подключив к делу бывших сокурсников по академии, он приступил к выполнению проекта.
В своих мемуарах Михаил Осипович описал, как проходила работа. «Последние два дня мы со Шредером (главный исполнитель памятника, хотя и не был признан официальным соавтором Микешина. – Ред.) вовсе не спали и не раздевались хотя бы на несколько минут отдыха. Мой верный слуга Осип как­то достал в большом количестве кофе и чай, и мы, чтобы не заснуть над работой и возбудить нервы, пили наикрепчайшую заварку и днем и ночью. Но все­таки клевали носом, дремали или бессмысленно задумывались спя, таким образом, с широко открытыми глазами».
В результате в ноябре 1859 года специальной комиссией было рассмотрено 57 проектов памятника, представленных видными скульпторами Петербургской и заграничных академий. Неожиданно для всех и самого себя победителем конкурса стал никому доселе не известный выпускник живописного отделения Михаил Микешин.
Михаилу незамедлительно пришлось осваивать не только основы лепки, но и учиться навыкам руководителя, так как под его началом трудилась большая группа известных скульпторов, поэтому положение начинающего художника было крайне затруднительно.
Кроме того, список лиц, изображения которых предполагалось разместить на памятнике, был составлен видными историками того времени и не совпадал с мнением Микешина о том, кто достоин представлять Россию на памятнике.
Михаил Осипович к высочайше утвержденному списку прибавил Шевченко и Гоголя, исключив фигуру Николая I, которого считал тираном. По этому поводу у скульптора состоялся личный разговор с сыном «тирана», императором Александром I. Михаил отказался изображать фигуру самодержца под предлогом, что «царствование его слишком близко отстоит от дней, когда ставился памятник, чтобы стать историей». В результате изготовление фигуры Николая I поручили другому скульптору, кандидатуру Шевченко отвергли, а вот Гоголя отстоять удалось.
В сентябре 1862 года на Софийской площади Новгорода при большом стечении народа монумент был открыт. Он принес автору всероссийскую известность, орден Владимира и пожизненную пенсию. Однако демократическая критика, не одобрявшая самой идеи памятника, устами Владимира Стасова назвала его монументом русскому самодержавию. «Зачем он? Кому он нужен?!» вопрошал критик. Памятник же пережил и критику, и самодержавие, и Великую Отечественную войну.
Дарья НИКИТИНА

Обсудить на форуме | Комментарии (0) | Распечатать |

 (голосов: 0)
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • В Демидове установят памятник Никулину
  • Улица великой княгини
  • МИХАИЛ ГАЛУСТЯН И СЕРГЕЙ СВЕТЛАКОВ РАЗРУГАЛИСЬ
  • Проект «триумфальной» арки завернули
  • Любовь и ненависть красного маршала

  •  

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:


     




    Архив новостей
    «    Январь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

    Популярные
    статьи

    Фоторепортажи
    Дима Алхименков ...
    Дима Алхименков (2 года) Смоленск
    Добавлена: 26 июля 2009 20:26
    Комментарии (0)
    738x1024, 522 Kb



    Опрос
    Повлиял ли на вас финансовый кризис?

    Да, уволили с работы
    Да, задерживают зарплату
    Вообще не могу найти работу
    Нет, до меня кризис ещё не добрался=)
    А у нас в стране кризис?
    Затрудняюсь ответить


    Главная страница  |  Регистрация  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    Воспроизведение в СМИ, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения материалов,
    опубликованных на сайте, без согласия редакции ЗАПРЕЩЕНО.

    COPYRIGHT © 2008 Газета "Никольское кольцо" All Rights Reserved.королева юга смотреть онлайн
    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru