Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0
О нас  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

Навигация
г. Велиж
суши панда sushi-pand.ru
Спецодежда халаты медицинские Магазин женских халатов по выгодным ценам! Доставка! Купить specline.ru
Новости
партнёров



Архив новостей





» Карельские бабушки не жалеют картошки для туристов
30.08.11 | Краеведение
Карельские бабушки не жалеют картошки для туристов
Корреспонденты «НК» отправились в восьмидневный пеший поход по северным лесам

Проводника мы не нашли. Возомнив себя великими туристами, знающими все и вся, собрали группу из семи человек и начали подготовку.
Первое и самое главное – это разработка и изучение маршрута. Его нам подсказали знающие туристы. Но вот с картами получилась незадача. Оказалось, что туристические или топографические карты Карелии довольно трудно найти. Кроме автомобильной нам не удалось купить ничего – ни в Смоленске, ни в Санкт-Петербурге.
 


» Как строили и защищали крепостную стену
01.03.11 | Краеведение
Как строили и защищали крепостную стену
Об этом рассказывает новая экспозиция в «Громовой башне»

В музее представлены подлинные предметы 16-17 веков. Но, пожалуй, самое интересное – это образцы вооружения русских и поляков.
– В одной нише – снаряжение русских воинов, а в другой – иноземных захватчиков, – рассказал сотрудник музея Александр Целуев. – Войско, осадившее Смоленск, было многонациональным. В нем сражались польские конники и пехотинцы, наемная немецкая пехота, венгры, литовские татары, французские военные инженеры и даже запорожские казаки. Поэтому здесь представлены польские сабли, итальянские шпаги и кинжалы, немецкие колесцовые пистолеты и наконечники казачьих копий.
 


» Новые факты о старом Смоленске
08.09.10 | Краеведение
Новые факты о старом Смоленске


Накануне празднования Дня города мы рассказываем все самое неизвестное о самых известных местах Смоленска


Новые факты о старом СмоленскеКаждый смолянин с удовольствием прогуливается по зеленой аллее улицы Октябрьской Революции, поворачивает по улице Дзержинского к памятнику Александру Твардовскому и Василию Теркину на площади Победы. Многие улицы стали для жителей родными, некоторые из них даже получили народные названия, более простые, подчеркивающие людской интерес к ним. Но далеко не все знают, что некоторое время назад эти улицы, проспекты, площади назывались совсем иначе. Понять какой был Смоленск на старых картах нам помог заслуженный работник культуры, экскурсовод Георгий Николаев.
Начнем с уже упомянутой улицы Октябрьской Революции:
- Улица Октябрьской революции получила название в 1918 году, так как на ней действительно происходили революционные события. - До этого она называлась Ильинской и была значительно короче, чем сейчас. Дело в том, что на месте, где сейчас площадь Ленина, раньше стоял храм Ильи Пророка, которым улица заканчивалась, церковь как бы закрывала ее. Для того времени вообще было характерно называть улицы так же, как и храмы, располагавшиеся на ней. Например, были в Смоленске такие улицы, как Всехсвятская с церковью Всех Святых, улица Вознесенская с одноименным храмом… С другой стороны Ильинская улица кончалась на пересечении с Энгельгардтовской, ныне Дзержинского.
Интересно название улицы Запольной – теперь Твардовского. Раньше недалеко от этой улицы находилось поле.
- Оно было дополнительным укреплением. На нем разрешалось только пасти скот. Это был просто луг, который отлично просматривался со всех сторон. Так что врага замечали сразу. Тогда это была окраина города. Позже на этом месте и выросла Запольная улица – улица «за полем».

Где любили кисели

- Колхозная площадь состояла из Рыночной, Базарной и Сенной площадей и занимала более обширную территорию. Как и сейчас, на ней занимались торговлей, только на каждой из площадей продавали свой товар, хотя строгого разграничения не было. Уже по названию ясно, чем торговали, например, на Сенной площади.
А стремительно растущий и развивающийся молодой район Киселевка еще совсем недавно был деревней…
- Киселевка получила свое название от одноименной деревни, которая раньше располагалась на ее месте. Вероятно, название деревни было связано с пристрастием жителей к киселям. Но все пошло с Поповки. Киселевка ведь была построена потом. Изначально Поповка - тоже деревня, принадлежавшая Смоленской епархии, то есть попам. Но позже стало распространяться мнение, что название связано с изобретателем радио Поповым.
 


» Две встречи с Твардовским
24.06.10 | Краеведение
Две встречи с Твардовским


21 июня исполнилось 100 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Александра Твардовского. Людей, которые знали его лично, все меньше с каждым годом, но нашему корреспонденту удалось встретиться с одним из них
За свою долгую жизнь простому водителю Дмитрию Федоровичу Баранову довелось повстречать А.Т.Твардовского, Ю. А. Гагарина и его близких родственников, Валентину Терешкову и Ольгу Воронец. Это были короткие, а иногда и мимолетные встречи, но Дмитрий Федорович все же благодарен за них судьбе. Водителем он отработал более пятидесяти лет. Сейчас вышел на пенсию и проживает в Красном Бору. У него две дочери и трое взрослых внуков.

Как поэт смутил водителя

Две встречи  с Твардовским
В 60-х годах прошлого столетия Дмитрий Федорович работал водителем в Демидовском райкоме партии. Однажды ему было поручено встретить и отвезти на Сапшо именитых московских гостей, среди которых оказался знаменитый поэт Твардовский.
- В пути важные персоны перебрасывались короткими фразами, - вспоминает Дмитрий Баранов. – Суть их беседы не помню, зато хорошо помню, что машину вел с осторожностью, не лихачил.
Не в силах сдержать любопытство, водитель изредка посматривал в зеркало на известного поэта, но, встретившись однажды с ним взглядом, смутился и все оставшееся время смотрел только на дорогу.
Как срочно ездили в магазин… за книгой
В Слободе (ныне поселок Пржевальское) гостей встретил Владимир Гавриленков – учитель местной школы повел гостей к берегам живописного озера Сапшо, Баранов остался их ждать в машине. Неожиданно он увидел, что учитель возвращается.
- Выручай, друг, надо срочно доехать до книжного магазина, - сказал он. – Я попросил Александра Трифоновича подарить школьной библиотеке свою книгу, он ответил, что обязательно подарил бы, но у него нет с собой ни одной. Вот я и решил, пока они будут кататься по озеру, мы съездим в книжный магазин…
Конечно, Дмитрий Федорович не отказал. Им удалось раздобыть одну книгу из двухтомного издания Твардовского и поэму «Василий Теркин».
Как напрасны были усилия
Вернуться едва успели до возвращения гостей.
- Я вдруг пожалел о том, что не купил книжку Твардовского, - вспоминает Дмитрий Федорович. – Ведь он и мне тоже подписал бы на память. Внукам бы хвастался! А так… Эх!
Учитель Владимир Гавриленков вышел из машины, держа в руке две книги и протянул их Твардовскому. Тот повертел книги в руках, что-то сказал, но подписывать почему-то не стал...
И только несколько позже Баранов узнал, почему. Судьба подарила Дмитрию Федоровичу еще одну встречу с известным поэтом.

Как прошла вторая встреча

- Твардовский вновь приехал в Демидов, и секретарь райкома опять попросил отвезти поэта на Сапшо, - вспоминает бывший водитель. – Садясь в машину, Александр Трифонович внимательно посмотрел мне в лицо и сказал, что где-то видел меня. Я напомнил, что прежде возил его. Потом рассказал, как мы вместе со школьным учителем ездили в магазин за книгой, которую просили подписать на память.
- Верно, - улыбнулся Твардовский, - но я сказал Владимиру Михайловичу, что неудобно дарить разрозненные издания и пообещал, что вышлю из Москвы полное собрание сочинений. Спустя некоторое время я выслал Слободской школьной библиотеке свой четырехтомник с надписью на память.
«Молодец, сдержал слово», - подумал я тогда. А еще мне было приятно, что поэт разговаривал со мной – водителем, ровно и без высокомерия, - вспоминает Дмитрий Федорович.
На берег Сапшо уже была доставлена лодка. До острова добрались быстро, здесь знаменитого гостя уже ждала приготовленная уха. Компания была небольшая, а обстановка - теплая и непринужденная. Вели неспешные беседы о родном крае, о деревнях, о семьях и детях. Твардовский был в хорошем настроении и время от времени не забывал хвалить уху…

Кстати

Александр Трифонович Твардовский - русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир». Его поэма «Василий Теркин» - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. Его лирический эпос обогатил традиции русской классической поэзии. Лауреат четырех Государственных премий СССР (1941, 1946, 1947, 1971).
Нина Гусарова, фото из архива Д. Баранова

Одна на троих

В день 100-летнего юбилея Александра Твардовского смоляне решили увековечить память трех смоленских поэтов
Праздничная программа, посвященная Твардовскому, началась с самого утра и развернулась на целый день. Мероприятия прошли как в библиотеках, так и просто на улице, не зря Твардовский считается именно народно любимым поэтом. Возле памятника поэту и его герою Василию Теркину в Смоленске прошло театрализованное представление «Я вам жить завещаю…». Участники читали произведения Александра Трифоновича, исполняли песни на его стихи.
Доктор филологических наук, профессор Смоленского государственного университета Виктор Васильевич Ильин подчеркнул масштаб фигуры Твардовского в русской литературе, даже сравнив его с тезкой Пушкиным:
- Так же, как и Пушкин в свое время открыл новую эпоху в русской словесности, Твардовский открыл по-настоящему народный язык, который стал близким для миллионов. Каждый человек по-своему понимает творчество Александра Трифоновича, так сказать, у каждого свой Твардовский. Но в тоже время он един для всех. Он поистине народный автор.
В этот же день прошло открытие мемориальной доски, которая увековечивает память трех самых знаменитых смоленских поэтов. Среди них, кроме, конечно, Александра Твардовского, Михаил Исаковский и Николай Рыленков. Мемориальная доска установлена на Доме Книги в Смоленске, где находится областная организация Союза писателей России. В свое время здесь часто бывал знаменитый автор «Василия Теркина». В этом же помещении работали Исаковский и Рыленков. Интересно, что с 1918 года по сей день в здании также размещается книжный магазин. На этом памятнике культуры в торжественной обстановке был открыт еще один в своем роде памятник – мемориальная доска трем поэтам.

Светлана Ковалева, фото автора

 


» Неизвестный уголок в центре Смоленска
01.04.10 | Краеведение
Неизвестный уголок в центре Смоленска


Авраамиевский монастырь собираются отреставрировать
Неизвестный уголок   в центре Смоленска

В Смоленске уже начали планировать празднование юбилейной даты – 1150-летия города. В числе задач – сохранение и реставрация памятников культурного наследия. Помимо Соборной горы, Смоленской крепости, музея М.К. Тенишевой и других исторически важных мест города и области в список попал древний Авраамиевский монастырь.
Если пройти немного вглубь от центра Смоленска – в сторону техникума электронных приборов и первой городской типографии, перед нами окажется Авраамиевский монастырь. У древнего здания богатая история и много тайн: неизвестно точно, где конкретно в храме покоятся мощи преподобного Авраамия. Да и с именем самого святого связаны удивительные истории.
 


» Здравствуй, батя
23.09.09 | Краеведение
ЗДРАВСТВУЙ, БАТЯ!


Спустя 67 лет сибиряк нашел на смоленской земле могилу своего отца


Здравствуй, батяВладимир Тесленко, инженер­радиотехник из Новосибирска, приехал в Ельню, чтобы увидеть могилу своего отца. В 15 километрах от райцентра, на Ушаковском поле, там, где родилась советская гвардия, погиб красноармеец Леонтий Андреевич Тесленко. Медальон бойца нашли поисковики ельнинского отряда.
Трудно передать словами те волнения, которые я испытал на Ушаковском кладбище, где захоронены советские солдаты и офицеры, в том числе и мой отец, говорит Владимир Леонтьевич Тесленко. Я сказал у могилы отца всего лишь два слова: "Здравствуй, батя!". Мне сейчас 67 лет. И все это время я не терял надежды на то, что когда­нибудь станет известно о месте гибели отца, которого никогда не видел. Он погиб до моего рождения, ему было тогда всего 28 лет. Спасибо поисковикам, которые спустя много лет после войны продолжают свою работу.
Почтить память погибших на ельнинской земле пришли тысячи людей.
Ельня - святое для каждого русского человека место, считает председатель оргкомитета Первого международного слета "Связь поколений" Н. Аксенова. Это город Воинской Славы. Под Ельней в августе 1941го был впервые развеян миф о непобедимости фашистских орд, и этот старинный русский город стал первым освобожденным городом с начала второй мировой войны.
Во время проведения слета в Ельне в сквере Боевой Славы была заложена капсула с духовным посланием потомкам, которая должна быть вскрыта 18 сентября 2045 года.
Молодые люди доживут до этих лет, сказал мне участник боев под Ельней, подполковник в отставке Гаврил Багров. - Мы сделали свое дело. Хотелось бы сейчас одного: чтобы люди не забывали, откуда мы пошли и кто мы есть.

Историческая справка
За 26 дней кровопролитных боев у стен маленькой Ельни были разбиты 7 пехотных дивизий, 2 танковые, отборная дивизия СС "Рейх", в том числе и весь пехотный полк "Фюрер", моторизованный лейбштандарт "Великая Германия".
За стойкость в обороне, мужество и отвагу в наступлении, четыре прославленных в боях стрелковые дивизии Западного направления (100я, 127я, 153я и 161я), которыми командовали генерал И. Н. Руссиянов, полковники А. З. Акимиенко, Н. А. Гаген, П. Ф. Москвитин, 18 сентября 1941 года первыми среди советских соединений были преобразованы в 1ю, 2ю, 3ю и 4ю гвардейские дивизии.
В 2007 году Указом Президента РФ Ельне присвоено почетное звание "Город Воинской Славы".

Петр ТУЗКОВ. Фото автора

 


» Историю надо знать и помнить ее уроки
23.09.09 | Краеведение
ИСТОРИЮ НАДО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ ЕЕ УРОКИ


Время неумолимо. С каждым годом участников Великой Отечественной войны становится все меньше и меньше. К примеру, в Ленинском районе Смоленска осталось всего­навсего 56 участников освобождения Смоленщины. Эти люди - непосредственные участники тех далеких событий.

Историю надо знать и помнить ее урокиСухарев Владимир Ефимович, топографический вычислитель, старший сержант 211го гвардейского армейского артиллерийского полка РГК (Резерв Главного Командования)152х мм гаубиц:
Я помню освобождение Смоленщины. Было три этапа взятия города. Врагу длительное время удавалось противостоять нашим ударам. В конце концов он не выдержал нашего натиска. Помню, как мы, артиллеристы, шли по разбитому Смоленску, по улицам Рославльской и Красненской, (ныне, соответственно, ул. Тенишевой и ул. Николаева), через площадь Смирнова. Город был в дыму и огне. Разве мог я поверить в то время, что дойду до Берлина, что буду жить в центральной части Смоленска! За освобождение родного города я был награжден медалью "За отвагу". Позже был награжден и орденами, но медаль "За отвагу" моя первая боевая награда, а потому я ей горжусь.








Историю надо знать и помнить ее уроки Мудреченко Эдуард Филиппович, старший лейтенант в оставке, в годы Великой Отечественной войны был "сыном полка", для 9летнего смоленского мальчишки родным домом стал артиллерийский механизированный гаубичный полк одной из частей Западного фронта:
Я и мой братблизнец Геннадий стали сыновьями одного полка на родной смоленской земле. Мне никогда не забыть 14 марта 1942 года. В этот день, день нашего рождения, гитлеровцы казнили нашу родную мать. За связь с партизанами. Так закончилось наше детство.
Разрушенный войной Смоленск хорошо помню. Впечатление - жуткое, и многое врезалось в память. Город выгорел дотла и был опустошен...
Помню знаменитые смоленские часы, что на углу Советской и Пушкинской - главный перекресток города, пункт, по которому определялись все направления и расстояния в городе. От этих часов осталась одна заржавевшая металлическая оправа с закопченным циферблатом...Впереди была Беларусь, Восточная Пруссия. И мы, пацаны, вместе со взрослыми шли к Победе, а о родном Смоленске помнили всегда!







Историю надо знать и помнить ее уроки Шведова Зоя Дмитриевна, медсестра партизанского отряда (полк им. 24й годовщины РККА):
Родилась я в Москве, но вся моя жизнь связана со Смоленщиной. Мне было 22 года, когда началась Великая Отечественная война. А в октябре 1942 я была награждена орденом Ленина. Высшей награды страны удостоена за активное участие в организации партизанского движения и героизм, проявленный в борьбе с немецко­фашистскими захватчиками. Все, что мы, партизаны, делали в 19411943 годах, во многом способствовало освобождению Смоленска и Смоленской области.
В ходе боев с гитлеровцами мне неоднократно приходилось на плащнакидках вытаскивать раненых бойцов, многие из них благодаря своевременной помощи выжили и затем вернулись в строй, участвовали в сражении за Смоленск. Память хранит многие эпизоды из моей боевой биографии, разве можно все рассказать.
Пользуясь предоставленной возможностью, хочу передать самые теплые поздравления всем участникам освобождения Смоленска и пожелать им крепкого здоровья.

Воспоминания записал Петр Тузков, фото автора
 


» Кто копает под смоленский бункер?
02.09.09 | Краеведение
Кто копает под смоленский бункер?


До сих пор историки спорят, зачем его построили и был ли там Гитлер


Кто копает под смоленский бункер?В сентябре жители города отметят памятную дату – 66-летие освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Многие до сих пор интересуются историей бункеров, находящихся в районе Красного бора и поселка Гнездово. Для одних – это просто сооружения, построенные немцами во времена войны, для других – это места, полные загадок. Андрей Алексеев – историк по образованию – в пору своей молодости настойчиво пытался раскрыть тайну смоленских бункеров. Сегодня кажется, что он знает о них практически все.
– Примерно в 1989 году, когда я был активным комсомольцем, между красноборовской и гнездовской молодежью происходили, выражаясь на их сленге, «разборки». Каждый стремился провести собственное расследование военных построек, – вспоминает Андрей. – Я учился тогда на историческом факультете. Вот меня и попросили заняться исследованием бункеров в Красном бору. Тогда об этих местах никто практически ничего не знал, только поговаривали, что это бункер Гитлера.
Андрей отправился в академическую экспедицию. Взял ручку, бумажку, старый записывающий магнитофончик и пошел по близлежащим домам с целью узнать, что и как во время войны и оккупации на этой территории происходило. Некоторые даже на порог его не пускали, но все-таки были люди, которые рассказали много интересного.
 


» Боги встали на пути туристов
18.08.09 | Краеведение
Боги встали на пути туристов


«Волхвы» XXI века приносят в жертву идолам еловые ветки и конфеты


Боги встали на пути туристовНа петляющих тропинках «Смоленского Поозерья» соединяются сказка и история. Это уникальное место хранит наследие славян-предков, облюбовавших в свое время высокие холмы, кристально чистые озера и полноводные реки. Дело в том, что территория Духовщинского и Демидовского районов была удобна для занятий торговлей на великом пути «из варяг в греки». Археологические изыскания с успехом открыли более сотни памятников. Это и захоронения, и поселения, и центры поклонения богам. Природные объекты помогли исследователям славянской мифологии с новой стороны взглянуть на сказки, знакомые нам с детства. Топонимы сохранили в себе представления древних людей об окружающем мире, населенном отважными Иванами-царевичами и удивительными полубожественными существами. История обитает в кронах вековых сосен, на дне крутых оврагов. И ее даже можно на мгновение повернуть вспять…

Боги – в помощь
Древние боги не любили, когда их беспокоили по пустякам. Поэтому места поклонения были доступны только избранным. Святилище недалеко от деревни Рибшево – объект, имеющий вполне реальные исторические корни. Этот памятник был найден совершенно случайно Владимиром Ивановичем Грушенко, основателем и лидером туристического клуба «Гамаюн». Группа, проводившая раскопки близлежащих курганов, свернула с тропы и наткнулась на странные валы. В результате расчистки был найден – вот сюрприз! – алтарь-жертвенник. Видимо, именно здесь волхвы поклонялись идолам.
 


» Сказочник из соседнего двора
18.08.09 | Краеведение
Сказочник из соседнего двора


Пока смоляне ходят по кабинетам в надежде, что их двор благоустроят, некоторые сами создают сказку в своем дворе

Сказочник из соседнего двораХочешь изменить двор – начни с себя
Йонас Лиекис родом из Прибалтики, на Смоленщину приехал работать по направлению еще в семьдесят втором году.
– Я раньше жил в Сычевском районе, а потом уже в Смоленск перебрался. – рассказывает Йонас Миколович. (Соседи зовут его по-свойски – Михалыч).
– Я привык, что у нас в Латвии кругом красота, с малых лет деток к труду, к работе приучают, а здесь везде окурки, бутылки бросают. Бывало, под окнами целые горы мусора скапливались, так я его собирал, на тачке вывозил. Думал-думал, что бы такое сделать, взялся за лопату, земли натаскал, корзинку для клумбы сплел, цветов посадил. Понемногу стал во дворе «красоту наводить». Соседи поначалу упрекали, что ерундой занимаюсь, а сейчас – гордятся, здороваются всегда. К нам во двор теперь каждый день, как на экскурсию ходят: кто внуков сфотографировать приводит, кто просто поглазеть. Особенно детям нравится! Когда дождь идет, вода с крыши стекает, попадает в трубу, а оттуда в колесо специальное, и оно крутиться начинает. Вертушка стоит, которая от ветра работает.
Михалыч смастерил под окнами дома номер 20б по улице Багратиона целый выставочный ряд поделок: и домики, и подвесные клумбы, и фонарики. Даже огромный резной градусник на дверь подъезда повесил!
 


» Тихая моя родина
04.08.09 | Краеведение
Опальный памятник
Тихая моя родина
Памятник Софийскому полку не был отмечен милостью последнего русского царя, а теперь попал список мест нон-грата у гостей города.

5 августа исполнится 97 лет со дня открытия памятника Софийскому полку, который находится на Королевском бастионе, на территории смоленского стадиона «Спартак». Он скрыт от гостей города оградой и деревьями, подниматься к нему со стороны «Лопатинского сада» неудобно, а проводить группы туристов каждый раз через ворота стадиона тоже не лучший выход. Этим и объяснили в одном из смоленских туристических агентств то, что место редко включают в маршрут экскурсий. А кроме того, в нашем городе есть много более значимых мест, по мнению экскурсоводов.
«Памятник сооружен в 1912 году солдатами Софийского полка в память о геройских подвигах своих предков», – гласит надпись на мемориальной доске. Однако история началась гораздо раньше 1912 года.
– Второй пехотный императора Александра III Софийский полк был сформирован накануне войны с Наполеоном и принял боевое крещение в августе 1812 года, во время обороны Смоленска, – рассказывает Владислав Кононов, историк. – Тогда погибло более 200 человек из этого полка, и они были захоронены у Королевского бастиона.
Идея строительства памятника возникла в 1911 году, автором стал рядовой 7-й роты Софийского полка Борис Цапенко. Он учился в смоленской гимназии, поступил в Строгановское художественное училище, но из-за участия в революции 1905 года не смог его окончить. Бориса Цапенко забрали в армию, именно в Софийский полк.
– Памятник строили солдаты полка, – продолжает Владислав Александрович. – Открытие приурочили к 100-летию обороны Смоленска. Кстати, когда в город приезжал Николай II, он даже не подошел к памятнику. Так он продемонстрировал свое недовольство дисциплиной Софийского полка (на одном из смотров войск в Москве из рядов полка к императору с жалобой выбежал один из солдат, разумеется, недовольного остановили до того, как он успел подойти к царю).
За время своего существования памятник претерпел некоторые изменения: сначала его венчал крест, который заменили затем орлом, добавили мемориальные доски. Последний раз памятник реставрировался более полувека назад.
По данным Департамента Смоленской области по культуре, сооружение относится к памятникам федерального значения и его реставрация входит в перечень мероприятий, запланированных к 200-летию войны 1812 года.

Марина Соколова,
фото автора

 


» Дивный мастер
04.08.09 | Краеведение
Дивный мастер
Дивный мастер

В деревне Диво Демидовского района есть свой Папа Карло






От ложки до произведения искусства

Виктор Себин – подполковник в отставке. После демобилизации волей судьбы оказался вместе с женой в деревне Диво. Там и увлекся поделками из дерева.
– Сначала я делал деревянную посуду для себя, для украшения дома, шкатулку в подарок жене смастерил. Это было просто увлечением, – рассказывает Виктор Федорович, – Лариса (жена) как-то раз привезла меня на ярмарку в город Демидов. Я не хотел ехать, мне было неудобно и как-то стыдно показывать свои поделки людям, ведь я самоучка, делу этому специально не обучался, у меня даже инструменты самодельные.
А люди мастерство и талант Виктора заметили и оценили – директор Демидовского музея организовала персональную выставку прикладного искусства. Работы мастера-самоучки побывали в выставочных залах Смоленска, Москвы, на художественных выставках и ярмарках. Даже в Германию отправляли фотографии, немцы с удовольствием приезжали и покупали работы.
Дивный мастер
А поговорить?

Материал для своих изделий мастер ищет совсем необычным способом. По его мнению, самое важное в дереве не качество, возраст или порода, а энергетика!
– Мы ищем то дерево, которое нам подходит, общаемся с ним, разговариваем и узнаем, подходим ли мы ему, – делится секретом Виктор Федорович, – я пробовал работать с разными породами: ракитой, ольхой, но больше всего мне понравилась липа – у нее более мягкий положительный заряд, потенциал.
Мастер вместе с женой Ларисой все делает вручную, даже дерево спиливают двуручной пилой. Однажды попробовали пилить бензопилой, но вся энергетика ушла из дерева, и цвет ушел.
– Никаких пропиток, никаких покрытий и покрасок в работе не использую – только внутренние резервы дерева: биохимические, биофизические, его собственный сок, – говорит мастер.
Превращение куска дерева в произведение искусства требует много сил и времени: на каждое изделие может уходить от месяца до полугода.
– Когда муж начинает работать, я не включаю ни музыку, ни телевизор, – рассказывает Лариса, жена мастера. – В доме должна быть полнейшая тишина. Виктор работает с деревом один на один – у них своеобразный диалог. Как-то нас пригласили на конкурс, нужно было на глазах у зрителей смастерить что-нибудь необычное, муж отказался.

И время остановилось…

В процессе работы нередко бывают совершенно невероятные случаи.
– Я как-то сидел дома. На столе передо мной лежал кусок дерева, еще не тронутый, – рассказывает Виктор Федорович, – Я только начал работу, жена вышла в соседнюю комнату буквально на пять минут. Она была в шоке, когда вернулась! Пять минут назад у меня в руках был необработанный чурбачок, а тут уже практически доделанная заготовка! Это невозможно! Ведь одна только черновая работа занимает неделю. Провал во времени какой-то... И, кстати, это уже не в первый раз. Жена раньше сомневалась, не верила, что такое возможно, пока сама не стала участником событий. И руки после таких случаев болят, как будто неделю без отдыху работал.

Юлия Веселова, фото автора


Кстати

Еще в древности дерево символизировало жизнь и во многих первобытных религиях являлось объектом поклонения. Например, древние греки считали, что с каждым деревом связана нимфа – дриада. Друиды использовали деревья в своих магических обрядах. В кельтском гороскопе каждому «дереву» соответствует астрологический символ. Многие народы, в том числе и славяне, верили, что у каждого дерева есть душа, поэтому срезать ветки дерева, и тем более срубать его разрешалось только в определенное время и при этом требовалось сказать дереву заветные слова, например, попросить прощения. Отголоски «древесных» культов и верований встречаются в мифах и сказках. Упоминания о дереве также можно найти во многих современных религиях, в христианстве, к примеру, упоминается Дерево познания Добра и Зла, Дерево Жизни.


 


» тихая моя родина
29.07.09 | Краеведение
Церковь при больнице
тихая моя родина

Красивая и уникальная церковь Святого благоверного князя Феодора Смоленского в поселке Гедеоновка не пользуется славой среди туристов. Основными ее прихожанами являются люди с пошатнувшейся психикой и их посетители.
Идею построить на территории смоленской областной клинической психоневрологической больницы храм подал главврач заведения. Вместе с настоятелем будущего храма отцом Владимиром они обратились к тогда еще митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу с просьбой выбрать место строительства. На рассмотрение нынешнему патриарху было предложено несколько вариантов, однако тот выбрал свой, отличный от других. Он указал на место, затем здесь и заложили камень.
 


» Каменный великан
29.07.09 | Краеведение
Каменный великан
Каменный   великан

Каменный   великан

Немного из истории

В некотором царстве, в некотором государстве существовало одно очень старинное поселение. Оно носило необычное название «Тушемля», в честь реки, на которой и расположилось это древнее городище. Здесь еще в I тысячелетии до н.э. обитали древне-двинские и тушемлинские племена. Для них это место было языческим святилищем, а также убежищем от врагов. В V-VII веках жители этого чудо-городка были знамениты своей материальной культурой. Одни трудились на земле и ухаживали за животными, другие показывали мастерство в обработке металлов, кости и дерева. Тушемлинские умельцы подарили нам своеобразные памятники археологии: городище-святилище, в котором проводились общеродовые обряды, грунтовые могильники – места захоронения людей, но главное – это системы укреплений, на их территориях и начинала формирование наша Смоленщина.
 


» ТАМ, ГДЕ ШУМЕЛА ЯРМАРКА
17.07.09 | Краеведение
ТАМ, ГДЕ ШУМЕЛА ЯРМАРКАВ ЛЮБАВИЧИ ЕДУТ ЛИБО РАДИ ЭКЗОТИКИ, ЛИБО НА КРЕСТИНЫ
Как и любое путешествие, наше начинается с вокзала. Но, как оказалось, кассиры на автовокзале даже не знают такого населенного пункта, нет его в расписании, а потому отправили нас сначала в Рудню. Там мы все­таки нашли автобус до Любавич, единственный, он идет из Рудни в 12:00. Маленький «ПАЗик» под дребезжание неизвестных деталей довозит нас до села, что находится в 15 километрах от города, на берегу речки Малая Березина.

Приехали! Нас радушно встречают кудахчущая куриная стайка и два местных жителя, отмечающие под кустом у магазина, вероятно, какой­то местный праздник. Но тут мы увидели ЕЕ! Она великолепна! Мимо проезжают кареты, а в них дамы в кринолинах… Фантазии! Уходящие ввысь своды, острые башни и огромные тучи над ними создают впечатление, что приближается конец света. Мрачно. Нет людей.
 


» БАРБИ ДАЛЕКО ДО НАШЕЙ КРУПЕНИЧКИ
17.07.09 | Краеведение
БАРБИ ДАЛЕКО   ДО НАШЕЙ КРУПЕНИЧКИ  МАСТЕРИЦА СВЕТЛАНА БЕРЕЗА ВОЗРОЖДАЕТ СМОЛЕНСКУЮ ИГРУШКУ И НАРЯЖАЕТ КУКОЛ
Понятие «смоленская игрушка» не так широко распространено, как, например, филимоновская или дымковская. И тем не менее смоленская керамическая игрушка имеет свои отличительные черты. Правда, мастеров, увлеченных этим народным промыслом, осталось мало.

Идеей возродить смоленскую игрушку загорелась Раиса Григорьевна Федурина, долгое время занимавшаяся игрушкой романовской. А когда приехала на родную Смоленщину после многолетнего отсутствия, удивилась: «А где же смоленская игрушка, почему о ней забыли?». В Санкт¬Петербургском этнографическом музее в фондах по керамике Раисе Григорьевне удалось найти 18 смоленских игрушек, сделанных в двадцатых годах прошлого века. Нужно было определить их особенности, характер, а потом донести до мастеров гончарного дела основные черты.

 


» Почему Гагарину не разрешали летать
13.03.09 | Краеведение
Почему Гагарину не разрешали летать
9 марта нашему знаменитому земляку исполнилось бы 75 лет
Гагарин давно уже стал звездой мирового масштаба. Многочисленные биографы объясняют любовь к первому космонавту тем, что был Юрий Алексеевич очень простой, народный – словом, парнишка из соседнего двора.

Как сын свинарки стал звездой
Семья его, на момент рождения Юрия проживающая в Клушино (Гжатский район), была самой обычной: отец плотник, мать – свинарка. Помимо Юры в семье подрастало еще пятеро детей, воспитывать которых пришлось на оккупированной немцами Смоленщине. Учиться в таких условиях было невозможно, получать образование Гагарин начал только в девять лет, после прихода советских войск. Впрочем, школу не закончил, а после шестого класса поступил в Люберецкое ремесленное училище, чтобы получить рабочую профессию и не сидеть на шее у родителей. Специальность формовщикалитейщика будущий космонавт получил одновременно с дипломом вечерней школы рабочей молодежи в 1951 году.
Окончание «вечерки» давало возможность продолжить образование, и Юрий поступил в Саратовский индустриальный техникум. А на последних курсах, в 1954 55 годах, начал посещать Саратовский аэроклуб. После этого в армию он отправился уже с целью стать летчиком, для чего поступил в Чкаловское военноавиационное училище, по окончании которого служил в истребительном авиационном полку.
В 1957 году, когда стало известно о запуске первых советских спутников, специалисты утверждали, что уже рукой подать и до полетов человека в космос. Гагарин идеей загорелся и подал рапорт с просьбой зачислить его в группу подготовки космонавтов. Отличная способность к учению, летные навыки и отменное здоровье сделали свое дело. В 1960 году он отправился в Москву, где с двадцатью другими летчиками изучал необходимые для космонавта дисциплины и тренировался. А 12 апреля 1961 года он стал первым человеком, побывавшим в космосе, то есть мировой знаменитостью навсегда.
С этого дня любой факт из жизни Гагарина вызывает интерес у всех жителей Земли. Кажется, мы так много знаем о Юрии Алексеевиче, но не знаем еще больше…

Летчик с подушечкой
Гагарин был по современным параметрам очень маленького роста – всего 165 сантиметров. У него даже возникли проблемы с прохождением медкомиссии при поступлении в летное училище. Из­за своего небольшого роста при тренировочных полетах Юрий часто «давал козла» (на жаргоне летчиков это выражение означает подскок самолета при посадке после первого касания взлетной полосы колесами шасси). Чтобы этого не происходило, Гагарин стал подкладывать на сиденье специальную подушечку. Зато для полета в космос его параметры подошли идеально: «шарик», где находился космонавт, был небольшой, поэтому первых космонавтов набирали из низкорослых летчиков.

Бремя славы
После 12 апреля 1961 года первому космонавту на Земле стало очень тяжело. К нему набивались в друзья, где бы он ни появлялся, сразу же накрывался праздничный стол. Отказаться от рюмки­другой было просто невозможно рождались обиды, упреки. Ну а слава не уходила, она становилась привычной. Историк Владимир Губарев описал такую историю.
Юрий Алексеевич выехал на подаренной ему «Волге» на красный свет, и по его вине случилась авария. К счастью, никто не пострадал, но свою машину и старенькую «Победу» он разбил сильно. Подлетевший к месту аварии милиционер, конечно же, узнал Гагарина, улыбнулся, отдал честь и заверил, что «накажет виновного». Пенсионер, хозяин «Победы», тоже улыбался: Гагарин все­таки перед ним… Милиционер остановил попутную машину и попросил довезти космонавта туда, куда ему нужно. Гагарин уехал. Но, видно, что­то свербило у него в душе: попросил вернуться к месту аварии. Увидев, что его вину сваливают на старика, Юрий Алексеевич восстановил справедливость. Он помог отремонтировать пострадавшую машину, оплатил все работы.
После этого случая в характере космонавта многое изменилось: он начал медленно очищаться от угара славы. Да и работы прибавилось. Гагарин настоял, чтобы его включили в группу по подготовке полетов на новом корабле «Союз».

Последний полет
После полета в космос Гагарин учился в Военно­воздушной инженерной академии имени Жуковского, поэтому некоторое время не имел летной практики. Мешала полетам и общественная деятельность – его постоянно отправляли в командировки за границу: в Англию, Болгарию, Чехию, Египет… Позже злопыхатели утверждали, что не летал Гагарин изза пристрастия к выпивке, но это не так.
Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода изза неверного расчета на посадку, характерного для летчиков низкого роста, имевших перерыв в полетах. После этого власти стали бояться потерять популярного героя в случае аварии, чиновники как могли ограждали его от полетов. Однако надо было знать характер Юрия Алексеевича. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, и поэтому добился направления на восстановление квалификации летчика­истребителя.
В результате тренировочный полет 27 марта 1968 года стал последним для Юрия Алексеевича. Обстоятельства смерти Гагарина до сих пор доподлинно неизвестны. Существует ряд противоречивых и зачастую фантастичных версий его гибели: попадание в двигатель инородного тела, происки спецслужб, нетрезвое состояние обоих пилотов…
Самую реалистичную версию высказал Герой Советского Союза летчик Николай Кузнецов. Самолет МиГ15 с Гагариным и его инструктором, полковником Владимиром Серегиным, разбился в 10:30 утра в районе деревни Новоселово Владимирской области. Это случилось в условиях нормальной видимости. Самолет вошел в штопор, чтобы вывести его, пилотам не хватило нескольких секунд. Авария произошла изза того, что Серегину, которому нездоровилось в последнее время, стало плохо во время выполнения виражей, очевидно, произошел сердечный приступ. Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Бросать сослуживца в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти десять минут ходил кругами над Новоселово, пытаясь привести в чувство Серегина.

Сам я в это не верю…
Перед полетом в космос Гагарин оставил своей жене Валентине прощальное письмо на случай, если живым не вернется. Тогда оно не пригодилось, и Юрий Алексеевич его попросту спрятал. Вдова обнаружила послание лишь через несколько лет после его гибели: «…В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что­нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны... Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Чтото слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что­то случится, ты должна знать все до конца… Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем­нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко­накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г.».
Дарья НИКИТИНА
 


» Смоленские звезды зажглись в столице
07.03.09 | Краеведение
Смоленские звезды зажглись в столице
Более века назад появились на свет две знаменитости прошлых лет: режиссер Василий Сахновский и актер Иван Новосельцев

Шпион из МХАТа
Василий Сахновский родился 1 марта 1886 года на станции Александровская в районе Дорогобужа. Отец его был инженером­путейцем и постарался дать сыну прекрасное образование. Сначала Василия отдали в московскую гимназию, затем в 1904 году он поступил на философский факультет Фрейбургского университета в Германии, где отучился три года. На этом Василий Григорьевич не остановился, вернулся в Россию и стал грызть гранит науки уже в стенах Московского университета на историкофилологическом факультете.
После окончания вуза все шло к тому, что и сам он станет профессором какогонибудь учебного заведения. Уже в студенческие годы он читал лекции по литературе для рабочих, потом вел специальные курсы по театру и русскому искусству в Обществе народных университетов, а параллельно писал статьи о театре в различные журналы.
Возможно, Василий Григорьевич так бы и остался теоретиком от искусства, если бы в редакции одного из театральных журналов не познакомился с известным режиссером Федором Комиссаржевским. Тот, ничтоже сумняшеся, пригласил молодого искусствоведа в свою студию лектором, а потом предложил попробовать себя в качестве режиссера. Вот тут­то в полной мере и проявились все таланты Василия Григорьевича!
Вместе с Комиссаржевским он ставил «Дмитрия Донского» по Озерову, «Скверный анекдот» по Достоевскому и «Реквием» по пьесе Леонида Андреева.
А в 1919 году Сахновский решил создать собственный театр, переманив туда актеров из других московских трупп. Правда, его Государственный показательный театр просуществовал недолго, зато в 1920 году первый нарком просвещения Луначарский назначил Василия Григорьевича главой Московского драматического театра. Дальше все в театральной карьере Сахновского складывалось как нельзя лучше: в 1926 году он стал режиссером МХАТа, в 1932м заместителем директора, а в 1940 году его сделали заместителем художественного руководителя МХАТа.
Но, как известно, в Советском Союзе за милостями, оказанными власть имущими, быстро следовала расплата. Тем более что Сахновский очень выделялся на фоне пролетарских актеров и режиссеров. Знаменитая актриса тех лет Ольга КнипперЧехова шутя, но и всерьез называла режиссера «единственным действительно интеллигентным человеком в советском художественном театре».
Так что неудивительно, что в первые же дни войны Сахновский был сослан в лагерь в Алма­Ату как «немецкий шпион». Поводом к такому серьезному обвинению послужил отказ Василия Григорьевича эвакуироваться из Москвы. У режиссера тяжело заболела жена. Опасаясь, что супруга не выдержит нелегкого переезда, он предпочел остаться в городе, к которому вот­вот должны были подойти немцы. Василию Григорьевичу тут же припомнили его трехлетнюю учебу в немецком университете и обвинили в том, что он «специально остался дожидаться гитлеровцев». Возможно, режиссер так и сгинул бы в лагерях, если бы не его приятель Владимир Иванович НемировичДанченко. Тот как раз решил организовать при МХАТе школу­студию для молодежи и с этим предложением явился к Сталину.
Во время беседы НемировичДанченко пожаловался, что у него нет помощников, а на вопрос Сталина, кого он видит в этом качестве, ответил: Сахновского. Иосиф Виссарионович чтил МХАТ и дал добро. Уже на следующий день Василий Григорьевич как по волшебству явился из Алма­Аты в Москву и приступил вместе со своим спасителем к постановке «Гамлета». К сожалению, НемировичДанченко так и не увидел свою студию в работе – 25 апреля 1943 года он скончался, и ее руководителем стал Владимир Сахновский, который буквально «горел» на работе. Он приглашал на встречи со студентами настоящих «звезд» тех лет: Василия Качалова, Ивана Москвина, Ольгу КнипперЧехову, Бориса Пастернака, Анну Ахматову, Святослава Рихтера… Вот только лагерная жизнь подорвала здоровье Василия Григорьевича в 1945 году он скончался.

Иван Хрисанфович меняет профессию
Будущая кинозвезда появилась на свет в духовщинском селе Андроново 7 марта 1906 года. Родители Ивана Новосельцева были простыми крестьянами, однако артистический талант мальчик явно унаследовал от матери. Та была не только талантливой вышивальщицей, но и знаменитой на всю округу песенницей. Однако сам Иван в юности ни о каком актерстве не задумывался, а как только позволил возраст, отправился в город на заработки. Тут юноша принял решение получить образование, чтобы продвигаться по службе. В 1924 году Новосельцев окончил Смоленскую железнодорожную школу второй ступени и с этого же года занял руководящий пост в местной комсомольской организации. Комсомольская карьера ладилась, Иван даже стал заведующим комсомольским отделом редакции газеты «Юный товарищ».
В 1928 году молодой человек ушел служить на флот, а вернувшись, понял – возвращаться к бумажной работе он не намерен! Иван Хрисанфович покинул город Бежица (Брянская область), в котором жил после возвращения из армии, и отправился покорять столицу, для начала попробовав поступить в ГИТИС. Вот только до института юное дарование так и не добралось. На бульваре неподалеку от этого учебного заведения ассистент режиссера, снимавшего фильм «Толедо», обратила на юношу внимание и пригласила его сняться в одной из ролей.
Надо сказать, что внешность у Ивана была и правда выдающаяся. Современники вспоминали, что «он был строен, худощав. Лицо его, с высоким лбом, резким профилем и волевым подбородком, делали особенно запоминающимся умные серые глаза. Казалось, самой судьбой ему было предназначено воплощать на экране личности незаурядные, характеры благородные, сильные, целеустремленные».
Иван же после недолгих раздумий дал согласие сниматься. Фильм, правда, получился проходным, зато Новосельцева заметили и приняли в коллектив кинофабрики «Межрабпомфильм». Актером тут же заинтересовалось несколько именитых режиссеров, и в 1933 году на экранах появилась картина Льва Кулешова «Великий утешитель», после которой Новосельцев проснулся знаменитым. Актер не только внешне соответствовал образу «настоящего советского парня» русые волосы, мужественный взгляд, мускулистые руки, но и действительно обладал настоящим талантом. Киноманы 30х годов двадцатого века Ивана боготворили, картины с его участием «Семеро смелых», «Тринадцать», «Комсомольск», «Большая жизнь» завороженно смотрела вся страна. К сожалению, Новосельцев не долго радовал своих поклонников блестящими ролями. В 1942 году он погиб при налете немцев на съемках фильма «Пропавший без вести» неподалеку от киргизского городка Пржевальск.

Ольга КнипперЧехова называла Сахновского «единственным действительно интеллигентным человеком в советском художественном театре».

Киноманы 30х годов двадцатого века Ивана боготворили, картины с его участием «Семеро смелых», «Тринадцать», «Комсомольск», «Большая жизнь» завороженно смотрела вся страна.
Дарья НИКИТИНА

 


» Микешин хотел избавиться от царя
25.02.09 | Краеведение
Микешин хотел избавиться от царя
21 февраля 1835 года в селе Максимково Рославльского уезда родился великий скульптор Роза от Наполеона
Родители Михаила Осиповича Микешина были людьми неординарными. Осип Егорович был мелким помещиком, занимавшим в городе место соляного пристава, мать, Анна Дмитриевна, происходила из знатного польского рода Бартошевич­Одолянских, поэтому воспитывалась в институте для девиц в Варшаве. Перед смертью она открыла сыну свою сокровенную тайну. Когда Анна была институткой, в учебном заведении давали бал в честь вступившего в Варшаву Наполеона. Шестнадцатилетнюю девушку представили императору, как первую красавицу института. Восхищенный Бонапарт подарил Анне чайную розу, которую та хранила всю жизнь в специальном мешочке из тафты.
После окончания института Анну привезли в Рославль, и здесь в 1812 году на ней женился 22летний Осип Микешин, который был человеком деятельным и смелым. Как только французская армия подступила к Рославлю, он тут же ушел в партизанский отряд, был ранен и очутился сначала в смоленском лазарете, а затем в плену.
Анна не уступала Осипу в мужестве и смекалке. Когда от супруга перестали поступать хоть какие­нибудь известия, жена, загримировавшись старухою с помощью графитного карандаша и сажи, не раз ездила на его поиски по Смоленской дороге, полной неприятеля.
В то же время Микешина была дамой доброй и сострадательной. Благодаря этим своим качествам она даже угодила в книгу известного беллетриста 19го века Григория Данилевского «Сожженная Москва». Когда наполеоновские войска спешно покидали Россию, полковник партизанских команд Фигнер приказал калмыкам и киргизам из своего отряда ввиду начавшейся оттепели собрать и сжечь валявшиеся у города трупы французов и лошадей. Те стащили все в кучи, переложили соломой и стали поджигать. Анна Дмитриевна как раз проезжала мимо и увидела, что солома наверху одной кучи приподнялась и сквозь нее просунулась, судорожно дергаясь, рука, потом обезумевшее от ужаса лицо. Подозвав калмыков, Микешина со слезами стала молить о спасении несчастного француза и за червонец купила его.
Спасенный воин вражеской армии был доставлен в имение Микешиных, где под именем Жеромб и проживал до самой смерти.

Крамольные пинии
Михаил с раннего возраста был склонен к искусству. Моделью для его первой скульптуры послужил любимый дед по материнской линии Дмитрий Андреевич, который слыл человеком незаурядным, атеистом и вольтерьянцем. Повзрослев, Михаил стал учеником рославльского трехклассного училища, после его окончания несколько лет успешно учился в смоленской гимназии, но изза финансовых проблем в семье не закончил ее и вернулся в Рославль. В 16 лет юноша работал чертежником на строительстве МосковскоВаршавского шоссе. Здесь на способного работника обратил внимание смоленский помещик писатель Василий Вонлярлярский, бывший в то время правительственным контрагентом на строительстве. Он на свои средства отправил Микешина учиться в Петербургскую Академию художеств. В воспоминаниях Михаил подробно описал академическую молодость.
«Не было у меня в Петербурге, в этом омуте суеты, ни родных, ни знакомых. Аппетитом я обладал чудесным... Этато голодная тоска желудка послужила самым настоятельным толчком к изобретательности… Как бы и где бы то ни было, а непременно должны доставать не менее как по 15 копеек ежедневно, променивать их на печенку ли (с лотка), на сосиски ли, или на другое подходящее по цене «блюдо»… Вот для добывания этих обязательных 15 копеек в день мне и пришлось всячески ухитряться… Посещая в качестве вольнослушателя университет, все остальное время употреблял я на приискание работы... Эта приватная работа состояла в том, что изредка приходилось рисовать на дереве этикетки для оберток чая, папирос и т.п. с гонораром примерно по одному рублю за рисунок. Подобная работа представлялась очень выгодной, потому что рисунок делался в один день, а рубль, полученный за нее, мог кормить меня чуть ли не целую неделю!»
К счастью начинающего художника, в 1852 году он стал учеником Богдана Виллевальде, руководившего в Академии классом батальной живописи. Микешин еще в детстве упражнялся в рисовании под руководством бродячего иконописца Тита Андроныча, поэтому умел приготовлять краски и грунтовать холст. Он раньше однокашников перешел к написанию непосредственно батальных сцен. В конце первого года обучения Михаил представил на ежегодной академической выставке картину «Лейб­гусары у водопоя».
Полотно принесло дебютанту не только серебряную медаль и 150 рублей, что для студента на тот момент было огромной суммой, но и душевные переживания. Дело в том, что «ради красоты» Михаил в качестве фона к невинной сцене из деревенской жизни пририсовал пинии (итальянские сосны, которые в России не растут). Картину же, как назло, приобрел на выставке сам император Николай I. Юный живописец переживал, что самодержец, рассмотрев картину получше, обнаружит инородные деревья и накажет лжеца художника. Этого, конечно, не произошло. Сейчас «крамольное» полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Случайный успех
Окончив академию и получив право на поездку за границу, Михаил, как и другие его однокашники, «в безделье шатался по Петербургу». Осенью 1858 года молодому художнику попалась газета с объявлением о конкурсе на сочинение памятника «1000 лет Российского государства». Микешина, который скульптурой до этого не занимался, идея увлекла и, подключив к делу бывших сокурсников по академии, он приступил к выполнению проекта.
В своих мемуарах Михаил Осипович описал, как проходила работа. «Последние два дня мы со Шредером (главный исполнитель памятника, хотя и не был признан официальным соавтором Микешина. – Ред.) вовсе не спали и не раздевались хотя бы на несколько минут отдыха. Мой верный слуга Осип как­то достал в большом количестве кофе и чай, и мы, чтобы не заснуть над работой и возбудить нервы, пили наикрепчайшую заварку и днем и ночью. Но все­таки клевали носом, дремали или бессмысленно задумывались спя, таким образом, с широко открытыми глазами».
В результате в ноябре 1859 года специальной комиссией было рассмотрено 57 проектов памятника, представленных видными скульпторами Петербургской и заграничных академий. Неожиданно для всех и самого себя победителем конкурса стал никому доселе не известный выпускник живописного отделения Михаил Микешин.
Михаилу незамедлительно пришлось осваивать не только основы лепки, но и учиться навыкам руководителя, так как под его началом трудилась большая группа известных скульпторов, поэтому положение начинающего художника было крайне затруднительно.
Кроме того, список лиц, изображения которых предполагалось разместить на памятнике, был составлен видными историками того времени и не совпадал с мнением Микешина о том, кто достоин представлять Россию на памятнике.
Михаил Осипович к высочайше утвержденному списку прибавил Шевченко и Гоголя, исключив фигуру Николая I, которого считал тираном. По этому поводу у скульптора состоялся личный разговор с сыном «тирана», императором Александром I. Михаил отказался изображать фигуру самодержца под предлогом, что «царствование его слишком близко отстоит от дней, когда ставился памятник, чтобы стать историей». В результате изготовление фигуры Николая I поручили другому скульптору, кандидатуру Шевченко отвергли, а вот Гоголя отстоять удалось.
В сентябре 1862 года на Софийской площади Новгорода при большом стечении народа монумент был открыт. Он принес автору всероссийскую известность, орден Владимира и пожизненную пенсию. Однако демократическая критика, не одобрявшая самой идеи памятника, устами Владимира Стасова назвала его монументом русскому самодержавию. «Зачем он? Кому он нужен?!» вопрошал критик. Памятник же пережил и критику, и самодержавие, и Великую Отечественную войну.
Дарья НИКИТИНА
 


» Партия сказала: надо, а поэт ответил: нет
19.02.09 | Краеведение
Партия сказала: надо, а поэт ответил: нет
15 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Рыленкова
Николая Ивановича принято считать баловнем судьбы – деревенский паренек сделал головокружительную карьеру, став главой Смоленского отделения Союза писателей. Он был награжден орденом Ленина и официально признан одним из лучших поэтов СССР. Однако жизнь Рыленкова была не так легка и безоблачна, как утверждали советские биографы.

Есенин из тюнинской библиотеки
Родился Николай Иванович в 1909 году в небольшой деревне Алексеевка, относящейся в то время к Рославльскому уезду. Сами жители Алексеевки чаще называли свою деревню Ломня. После административно­территориальных преобразований в 40х годах земли эти отошли к Брянской области, так что Рыленкова считают своим земляком и смоляне и брянцы.
«Детство мое прошло в большой патриархальной семье, где работали все, от детей до стариков», вспоминал поэт. Впрочем, детство у Коли закончилось довольно быстро. В семь лет умер отец будущего поэта, а еще через два года не стало его матери. Пришлось Николаю вместе с младшим братом Афанасием жить в семье дяди, где он много помогал по хозяйству. Впрочем, бытовые хлопоты не помешали юноше закончить школу в соседнем селе Тюнино. В библиотеке сельской школы Рыленков обнаружил книги, которые перевернули его жизнь: Бунин, Блок, Есенин. Подборка книг авторов, которых «Советы» совсем не жаловали, оказалась в тюнинской библиотеке благодаря тому, что при ликвидации в революционные годы имений окрестных помещиков большая часть книг из усадеб была собрана именно здесь.
После окончания сельской школы Рыленков продолжил образование: учился в смоленской «вечерке» и в школе Третьего Интернационала в Рославле. Когда Николаю исполнилось 17 лет, в рославльской газете «Коммунист» было опубликовано его первое стихотворение, после этого молодой поэт стал регулярно печататься в местных изданиях.

Зачислить бедняка!
Поступать в институт Рыленков решился, когда ему исполнился 21 год. До этого он работал в селах Брянщины и параллельно занимался поэзией. Из опросного листа Николая Ивановича, который заполняли в 30е годы все поступавшие в Смоленский педагогический университет, можно узнать, как жил поэт после окончания школы. В графе «профессия и специальность» Рыленков пишет – «земледелие», далее сообщает, что «с 1920 года по 1923 год включительно жил в батраках. В настоящее время работаю председателем сельсовета». Отвечая на вопрос о доходах, Рыленков написал, что живет на «председательские деньги» 28 рублей.
Анкета абитуриента Рыленкова руководство института удовлетворила, приемная комиссия вынесла вердикт – зачислить беднякаколхозника!
Учась в пединституте, Рыленков не только стал писать лучше и интенсивнее, но и познакомился с Александром Твардовским, с которым приятельствовал всю жизнь, и с литературным критиком Адрианом Македоновым, впоследствии репрессированным за весьма смелые и не очень партийные взгляды на советскую литературу. Именно Македонов позже ввел термин «смоленская поэтическая школа», который самому Николаю Ивановичу казался спорным. По «классификации» Македонова выходило, что центр смоленской поэтической школы – Исаковский, самый значительный поэт – Твардовский, а «еще одна крупная в масштабах школы фигура» Рыленков.

Жену найдет партком
В студенческие годы Николаю Рыленкову посчастливилось встретить любовь всей своей жизни будущую супругу Евгению Антоновну. Заведующий кафедрой истории и теории литературы Смоленского государственного университета профессор Вадим БАЕВСКИЙ в своих воспоминаниях о чете Рыленковых рассказывает про супругу поэта следующее.
Вышла она из очень большой и очень бедной крестьянской семьи, единственная из пятнадцати детей окончила среднюю школу. В 1928 году, за два года до поступления в институт будущего супруга, сдала вступительные экзамены в этот же вуз и уехала домой. Тогда на все факультеты сдавали экзамены по всем предметам, так что на филологический пришлось сдавать и математику, и естественн онаучные дисциплины. Вызова Евгения не получила и решила, что в университет не прошла, поэтому пошла работать письмоводителем. Чуть ли не через полгода знакомая, которая поступала в университет вместе с нею, прислала письмо: почему Евгения не учится? Оказывается, в университет она принята, просто по какомуто недоразумению не получила извещения. Девушка тут же приехала в Смоленск и успешно включилась в занятия. Жила впроголодь. Стипендии тогда были трех категорий: довольно большие для рабочих, поменьше для детей рабочих и совсем маленькие – для крестьян. Крестьянскую стипендию она и получала. После первого года учебы Женя тяжело заболела, ей даже пришлось прервать занятия, но через год девушка сумела восстановиться.
Рыленкову пришлось выслушать немало нареканий от недоброжелателей за то, что он выбрал себе «неподходящую» жену. Однажды по этому делу его вызвали даже в партком института и стали упрекать, зачем он женится на некомсомолке да еще с польскими корнями. Кроме того, один из студентов, который грубо приставал к Евгении Антоновне и получил отпор, стал писать доносы в партком и сообщать, что невеста поэта в действительности не крестьянка, а бывшая дворянка и даже графиня.
Если надо женщину, мы тебе найдем какую следует, – пообещали Рыленкову в парткоме. Тот от помощи отказался, и 31 октября 1931 года они с Евгенией Антоновной стали мужем и женой.

Слава и зависть
Всю жизнь супруга Рыленкова была поэту поддержкой и опорой. Когда в 1941 году Николай Иванович ушел на фронт, где сначала командовал взводом в саперном батальоне, затем работал военным корреспондентом, Евгения Антоновна с двумя маленькими дочерьми на руках пробиралась в потоке беженцев на восток. Их группа была настигнута немцами, и они оказались в эпицентре боев. Рыленковой удалось спасти себя и детей. В послевоенные годы, когда к писателю пришли признание, материальное благополучие, высокая должность в Союзе писателей и… зависть собратьев по перу, поддержка жены была поэту необходима вдвойне.
Вадим Баевский вспоминает: «Вскоре после переезда в Смоленск я пришел на большой по смоленским масштабам поэтический вечер. Вел его Николай Иванович. В зале Дома профсоюзов собралось человек полтора­ста, не меньше… К тому времени я уже был знаком с двумятремя смоленскими литераторами, в зале случайно оказался в кресле перед ними и был поражен тем, с какой неприкрытой неприязнью, временами ненавистью, говорили, точнее, шипели они за моей спиной о председателе вечера. Позже, когда мы с Николаем Ивановичем познакомились, однажды я ему сказал, что отдал в смоленскую газету статью о его стихах, а там ее все не печатают и не печатают, все откладывают. «Напрасно вы удивляетесь», – с горечью произнес он. Я понял, что открытую или едва завуалированную враждебность людей, которых он ввел в литературу, он ощущал, порою болезненно. Он не знал афоризма: «Нет ни одного хорошего дела, которое осталось бы безнаказанным».
Рыленков умер в 60 лет от рака легких, Евгения Антоновна пережила супруга на 35 лет. После смерти Николая Ивановича вдова каждый год собирала у себя друзей в день рождения поэта 15 февраля и в день его смерти 23 июня.
Дарья НИКИТИНА
 



Архив новостей
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Популярные
статьи

Фоторепортажи
Митинг. Автодор ...
Митинг. Автодороги
Добавлена: 5 декабря 2008 10:30
Комментарии (0)
600x398, 89.6 Kb



Опрос
Повлиял ли на вас финансовый кризис?

Да, уволили с работы
Да, задерживают зарплату
Вообще не могу найти работу
Нет, до меня кризис ещё не добрался=)
А у нас в стране кризис?
Затрудняюсь ответить


Главная страница  |  Регистрация  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
Воспроизведение в СМИ, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения материалов,
опубликованных на сайте, без согласия редакции ЗАПРЕЩЕНО.

COPYRIGHT © 2008 Газета "Никольское кольцо" All Rights Reserved.
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ@Mail.ru